Жилищно-коммунальный беспредел в Украине сродни лихим 90-м
На прошлой неделе в СМИ появилась информация о том, что в Украине уже запущен и даже реально действует законодательный механизм отчуждения жилья у злостных должников. Согласитесь, информация более чем пугающая, но прежде чем хвататься за сердечные капли, давайте попытаемся разобраться что к чему.
Могут ли за долги забрать квартиру?
Да, могут, но не сразу. Речь идет о том, что балансосодержатель жилья, т.е. ЖЭК или управляющая компания, подает на должника в суд, судья принимает решение, и квартира выставляется на продажу. Ну а то, что она будет продана за копейки, думаю, объяснять не стоит.
С одной стороны, все выглядит более чем логично: если ты получаешь услуги, будь добр плати за них, а не можешь платить — не будет услуг. Но не логичнее ли тогда было бы просто прекратить предоставление должнику тех самых услуг, за которые он не платит, т.е. подачу воды, света, газа и прочих благ цивилизации, а не забирать у него квартиру? Оказывается, что нет, так как в многоэтажке, например, чисто технически невозможно отрезать одну квартиру от общей канализации.
И вот здесь получается интересная ситуация: нам предоставляют услугу, которую мы, по сути, не заказывали, более того, не выбирали поставщика этой самой услуги. Нас просто поставили перед фактом, что услугу будет предоставлять монополист (ибо и «Киевводоканал», и «Киевэнерго», и «Киевгаз» — не кто иные, как монополисты) и платить мы будем столько, сколько скажут они. А вот не платить мы не можем.
Мне это очень напоминает лихие 1990-е, когда к представителям малого бизнеса приходили братки с предложением «крышевать» бизнес. И вариантов у предпринимателя было всего два: либо платить рэкетирам, либо лишиться бизнеса.
Вот и у нас с вами вариантов тоже всего два: либо оплачивать явно завышенные тарифы и закрывать глаза на периодически появляющийся в квитанциях «долг», который непонятно откуда берется, либо готовиться к судебному процессу. Одна только разница: рэкетиры убивали своих жертв, а в нашем случае народ подведут к черте и будут ждать, кто и когда ее перешагнет.
Есть третий вариант? Нет. Никакого выбора нам с вами не дали. Мы не можем отказаться от услуг, оплата которых стала для нас неподъемным бременем. Никто не отрежет одну квартиру от света, газа и воды просто потому, что это хлопотно и, самое главное, невыгодно. А вот пустить квартиру с молотка и отдать за копейки далеко не первому встречному — это уже совсем другое дело.
Поможет ли апелляционный суд?
Эксперты успокаивают: дескать, не паникуйте, всегда есть шанс, что должник сможет вернуть свое жилье через апелляционный суд. Да, сможет, но только если дойдет до этого апелляционного суда и только в случае, если докажет необоснованность выставленных в платежках счетов либо предоставит суду весомые аргументы в пользу своей неплатежеспособности.
Именно по этой причине процедура отчуждения квартир у должников у нас еще не поставлена на поток.
Вот только далеко не у всех украинцев есть деньги на толковых адвокатов и длительные судебные тяжбы.
Если человек не в состоянии погасить долг в 20-30 тысяч гривен, то глупо думать, что он будет в состоянии оплачивать услуги адвоката. Ну сами посудите: процесс отчуждения жилья может тянуться от полугода до года. За этот срок будут составляться документы, подаваться ходатайства, назначаться и переноситься судебные заседания. Кроме того, все это время будут приходить новые платежки за квартиру, которые нужно либо оплачивать, либо грустно смотреть на стремительное увеличение долга.
Чтобы было более понятно, объясню языком цифр: получасовая консультация у специалиста обойдется от 300 до 600 гривен, составление искового заявления, если вы решите подать встречный иск против ЖЭКА, — от 800 гривен; присутствие адвоката на судебном заседании — от 200 до 300 у.е. в зависимости от сложности ситуации. А таких заседаний может быть огромное множество, так как процесс долгий и серьезный. За победу в судебной тяжбе адвокат запросит от 10 до 20% от оспариваемой суммы.
И здесь получается замкнутый круг: человек теряет квартиру,ибо у него нет денег. Он может ее себе вернуть, но только если у него будут деньги на адвоката, но ведь мы-то знаем, что денег у него нет.
И что самое интересное: МВФ и западные кредиторы требуют от правительства и народных депутатов упростить саму процедуру отчуждения жилья за долги по ЖКХ. Забавно, не правда ли?
А если учесть, что с повышением коммунальных тарифов в Украине число граждан, которые просто физически не способны платить за квартиру, у нас стремительно увеличивается, особенно на фоне инфляции и маячащей на горизонте безработицы, то перспектива получается и вовсе удручающая.
А самое страшное, что в зоне риска автоматически оказываются пенсионеры, живущие в старых домах с большим метражом, и малообеспеченные семьи. Хотя на сегодняшний день пенсионеру сложно оплатить не только «сталинку» в центре Киева, но и «единичку» на Лесном.
При какой задолженности ЖЭК может обратиться в суд?
Учитывая наш сказочный рост тарифов, не забывайте, что этой зимой мы будем платить за квартиру 1,5 — 2 тысячи гривен (отопление-то у нас такое, словно в топку бросают пачки денег, не иначе). И вот в этом радужном свете реформ и преобразований нам с вами объявили, что, дескать, пороговая сумма задолженности составляет порядка 12 тыс. грн.
Иными словами, вы можете год не платить за квартиру, но как только у вас накопится задолженность в 12 тысяч гривен, ЖЭК будет иметь право подать на вас в суд.
Безусловно, никто сразу квартиру не отберет, сначала вам предложат погасить долг, потом конфискуют телевизор и холодильник, и только потом вы действительно можете остаться на улице. Но если вам есть, у кого одолжить необходимую суму, вы решите эту проблему одним платежом. А как ее решит 80-летняя старушка, которая просто не в состоянии платить 2 тысячи гривен за квартиру при пенсии 1300 гривен? Что делать ей?
Кто-нибудь отдавал себе отчет в том, какое количество стариков окажутся в лучшем случае в домах престарелых, а в худшем — просто на улице?
Я прекрасно понимаю, что среди неплательщиков есть и вполне состоятельные люди, которые не платят не в силу финансовых проблем, а просто из-за разгильдяйства.
Прижмет — погасят одной платежкой, пока же не прижало, зачем утруждать себя походами в сберкассу? Но таких не так уж много, и основная масса украинцев в ожидании светлого будущего по самую шею погрузла в темном настоящем.
Спасительная субсидия, которая не спасает
И вот тут начинается самое интересное. Во всем этом большом и сложном пазле явно не хватает некоторых деталей. А как же быть с такими сладкими уверениями Яценюка, что у нас каждая вторая семья уже оформила субсидию и оплата коммунальных платежей стала практически «незаметна для семейного бюджета»?
Если у нас так легко и просто оформить субсидию, и, самое главное, если эта субсидия действительно серьезная, а не для видимости (ведь так, Арсений Петрович?), то почему в Украине так стремительно увеличивается количество должников за коммуналку? Людям просто лень оформить субсидию? А может, просто субсидия слегка напоминает азаровские надбавки к минимальной зарплате, когда очередное повышение составляло аж 7 гривен (на тот момент столько стоил шоколадный батончик «Сникерс»).
О чем это я? Да о том, что у нас субсидию рассчитывают согласно нормам, а не показателям счетчика. А нормы у нас более чем щедрые. Например, согласно нормам оплата за холодную воду рассчитывается из расчета 4 куба на человека. Получается, что семья из 4 человек якобы тратит в месяц 16 кубов воды. Все, кто платят за воду согласно счетчикам, скажут вам, что больше 5-6 кубов в месяц семья не тратит, это просто нереально.
А отсюда вопрос: такие «щедрые» нормы — это приступ отеческой заботы о народе или же попытка очередной раз нас нагнуть? Кто и чем думал, ставя норму 4 куба воды на человека? Иными словами, по факту нам предлагают субсидию по нормам, которые завышены в 4 раза!
Объясню еще проще: субсидия, которую вы получите, если,, конечно, таки получите, составит сущие копейки. 200-300 гривен субсидии при платежках в 1500 гривен, которые будут приходить зимой, — едва ли серьезное подспорье для семейного бюджета.
Но тарифы, взятые с потолка, —это еще не все подводные камни нашего субсидийного благоденствия.
Чтобы оформить субсидию, необходимо предоставить справку с места работы о постоянном заработке, а если трудовая книжка лежит дома, о субсидии вы можете забыть. Я думаю, говорить о том, что большинство украинцев сейчас, в свете беспощадной борьбы за светлое будущее, получают зарплаты в конвертах, напоминать не стоит.
Но и это еще не все. Принимая решение о назначении или не назначении субсидии, чиновники проверят все источники ваших возможных доходов: машина, дача и т.д. Если что-то продали, например старенький дедовский «Запорожец», забудьте о субсидии. Если сами растите детей и не подали на алименты — значит, забудьте о субсидии, ибо, как мне сказали в ЖЭКе, «если бы не было денег, не играла бы в гордость и судилась бы за алименты».
И таких, на первый взгляд, незаметных условностей гораздо больше, чем хотелось бы.
Зачем нам навязывают субсидии?
И вот тут возникает еще один вопрос: а зачем тогда нам с такой регулярностью подсовывают в почтовые ящики бланки для оформления субсидий? С одной стороны, безусловно, это демонстрация заботы о народе, причем в первую очередь в глазах Европы, а уж никак не этого самого народа.
А с другой стороны, это еще и возможность неплохо заработать на тех, кому субсидия выдается. Каким образом? Все очень просто. Власти обещают начислять субсидии всем обратившимся и лишь потом разбираться, полагается им скидка от государства или нет.
Иными словами, программу субсидий у нас решили поставить с ног на голову. Как сказал Яценюк, «давать всем — потом разберемся».
Спросите, зачем это нужно и кому это выгодно? Да просто, если вы получили субсидию, а через два месяца у чиновников дошли руки до ваших документов и выяснилось, что вы не имеете права на ее получение, то будете обязаны вернуть полученную субсидию в двойном размере.
Простая математика: по данным Минсоцполитики, сегодня средняя сумма субсидий по Украине составляет 335 грн. Значит, два месяца «незаконного» пользования скидкой обойдется человеку в 1340 грн. И отдавать государству он будет уже «живые» деньги.
Вот и получается, что нам усиленно навязывают оформление субсидии и в припадке заботы о нас начисляют ее, особо «не ковыряясь» в документах. Вот только непонятно, почему чиновничью ошибку (если потом чиновники же решат, что что-то не так) оплачивать будем мы, причем по двойному тарифу.
Простите, а что это, если не откровенное мошенничество?
А теперь представьте, какая начнется неразбериха с платежками, когда каждому второму оформившему субсидию начнут выставлять дополнительные счета из-за «незаконно» оформленной скидки.
И вот тут-то начнется самое интересное. Дело в том, что в госбюджете на 2015 год на субсидии заложено 24,5 млрд. грн., и эта сумма, как уверяют в Кабмине, может быть увеличена.
При этом люди субсидии на руки не получают. Деньги поступают из госбюджета на счета предприятий-монополистов, поставляющих газ, электроэнергию, тепло и воду.
Интересно, не правда ли? А теперь представьте себе бардак с двойным возвращением «неправильно» начисленных субсидий в масштабах заложенных на это благое дело 24,5 миллиарда. Суммы, которые можно украсть у народа под видом «штрафа» за «неправильно» начисленные субсидии, просто астрономические. А если добавить сюда бесконечные манипуляции с перерасчетом, меняющимися тарифами и прочими прелестями, то шансов разобраться во всем этом бардаке у народа просто нет и быть не может.
***
Не знаю, как вам, а мне страшно.
Страшно уже даже не за страну и не за наши с вами опустевшие кошельки. Страшно за нашу власть, которая не понимает, что с народом нельзя играть в такие игры, причем так долго и так нагло.
Украинцы — народ открытый, хлебосольный и терпеливый, но любое терпение рано или поздно заканчивается…