Победа Украины над Словенией была закономерной
Не будем забегать вперед, но все же признаем, что в субботу во Львове сборная Украины одержала победу, которая выводит нашу команду в финальную часть Евро-2016 с вероятностью процентов на 90. И параллели с противостоянием двухлетней давности против французов неуместны. И то мягко говоря. Хотя бы потому, что тогда соперник имел подавляющее преимущество в уровне индивидуального мастерства, а сейчас даже пара центральных защитников Хачериди — Ракицкий выглядит при выполнении оборонительных функций техничнее и слаженной, чем действия группы атакующих исполнителей сборной Словении.
В отличие от матча двухлетней давности, у нас нет дисквалифицированных Кучера и Федецкий, заменить которых в то время было сложно. А еще у наставника соперников Сречко Катанеца нет возможности по примеру Дидье Дешама заменить половину состава. Фактически, все лучшие ресурсы тренер словенцев использовал уже во Львове. В конце концов, подробнее о завтрашнем матче поговорим в отдельном материале. Сейчас же хотелось бы выделить пять факторов, которые, как нам кажется, оказались для домашней победы определяющими.
Фактор трибун
В этом контексте параллели с событиями на «Стад де Франс» двухлетней давности будут кстати. Поразительное исполнение семидесятитысячными трибунами «Марсельезы» подействовало на нашу команду деморализующее. По крайней мере, такое впечатление сложилось, сидя в ложе прессы стадиона в Сен-Дени. То слаженное пение трибун на величественном стадионе заворожило даже журналистов в пресс-ложе. Что же тогда говорить о футболистах?
Представляется, что словенцы перед стартом поединка на «Арене Львов» почувствовали нечто подобное. Немного ранее наставник белорусов Александр Хацкевич говорил: «Когда весь стадион во Львове запел украинский гимн, лица некоторых наших ребят стали белее цвета формы». Словенцы в столице Галичины тоже играли в белом. И они в дебюте откровенно растерялись. Потому что вслед за гимном Украины зазвучали заряды. Стадион не утихал. Уверен, огромное преимущество украинском в первом тайме инициировали трибуны.
Фактор Коноплянки
С тех пор, как Евгений перешел в «Севилью», прошло всего три месяца. Этот переход сказался на действиях Евгения впечатляюще. В субботу на «Арене Львов» мы увидели того же самого, судя по его поведению до, во время и после матча, человека, но совсем другого футболиста. Футболиста, который не вспыхивал в отдельные отрезки игры, как было еще недавно, а не выпадал из игры с первой минуты и по 90+3-ю. Коноплянка в этот раз не растворился в середине поля, как это часто бывало во времена днепровской части его карьеры, а участвовал в игровом процессе непрерывно, как в атакующей фазе, так и в оборонительной. Он отходил назад, но при этом не просто успевал выполнять наступательные функции, а добавлял им глубины и стремительности.
В субботу на поле был лидер (и капитан), который вел команду за собой. Нынешнее игровое состояние Коноплянки должно стать своеобразным стимулом для других одаренных партнеров по сборной. Ярмоленко, Хачериди, Гармаш должны понять, что в поединках против «металлургов», «сталей» и прочих «говерл» они будут не расти в футбольном аспекте, а исключительно деградировать. Полтора десятка действительно конкурентных поединков за сезон для футболиста высокого класса — недостаточно. Тот же Ярмоленко должен думать не о том, получит ли господин Суркис за него компенсацию, а о собственном футбольном будущем. Потому что еще год-другой и переходить куда-то может быть поздно. Хуже всего, что проигрывает от этого не отдельно взятый игрок, а весь украинский футбол.
Фактор Гармаша
Гармаш — предельно мотивирован. Он восстановился после травмы и жадно цепляется за каждую возможность себя проявить. В текущем отборочном цикле Михаил Фоменко мог использовать Дениса только в трех встречах. И очень показательно, что именно эти три поединка были для Украины лучшими с точки зрения ведения атакующих действий. Речь о домашние игры против белорусов, испанцев и словенцев.
Гармаш выполняет огромный объем черновой работы, борется за каждый мяч, но при этом не выпадает из атакующей фазы, своими скоростными, обычно неожиданными врываниями из глубины внося в оборонительные порядки соперников разбалансированность. Другого футболиста с похожими игровыми характеристиками в Украине банально нет. Поэтому и сборная с Гармашем и без него — две разные команды. Потому-то гола и победы в этом отборочном цикле давались подопечным Фоменко так натужно.
Фактор Фоменко
Тренеру, которого настойчиво всем фейсбуком отправляли в отставку в течение этого года, надо отдать должное. Старая школа сформировала в Фоменко иммунитет к критике, давления и слухов о кандидатурах преемников, которые имеют корни из стен Храма футбола в Лабораторном переулке. Однако чудодейственные перевоплощения команды в отдельных встречах удивляли даже самых упорных критиков.
Впрочем, благодаря чему эти вспышки стали возможными? Очевидно решающим фактором стало умение Фоменко с максимальной пользой для команды использовать сильные стороны каждого из футболистов, а особенно — лидеров команды — Коноплянки, Гармаша и Ярмоленко. Работа тренера сборной чаще всего в том и состоит, чтобы не навредить, создать в коллективе соответствующий микроклимат, выбрать правильных людей и расставить их на оптимальные позиции. Остальное игроки, которых в национальную команду приглашают не за красивые глазки, сделают сами.
Фоменко сам был сборником и понимает эти тонкости прекрасно. Поэтому и относится к приглашению новичков, фамилия которых не Зинченко, очень тщательно, перед тем, как выпустить их в составе, предпочитает сначала во время нескольких сборов адаптировать их к коллективу. Ситуация с Сергеем Рыбалкой показательна. В то время, когда тренера за «игнорирование» талантливого полузащитника не критиковал только ленивый, Фоменко отмалчивался, а убедившись, что для сборной Сергей не будет искусственным организмом, Михаил Иванович даже изменил под Рыбалку концепцию игры.
Фактор Эрикссона
Шведский рефери импонирует тем, что поднимает планку жесткости единоборств чрезвычайно высоко. Но самое главное, что Йонас Эрикссон, в отличие от большинства современных топ-арбитров, четко осознает, что судьи в футбольном процессе выполняют вспомогательную функцию, а главные действующие лица — игроки. Рефери должен сделать все от него зависящее, чтобы результат игры зависел не от него, а от действий команд. Эрикссона не назовешь морализатором, но он предпочитает усмирять страсти словесно и тянется в карман за карточкой только в исключительных случаях. Да и то — в основном наказывая нарушителей за грубость или симуляцию, а не за поведение в неигровых моментах.
«Аж іскри летіли» — такой заголовок дал когда-то материалу о матче Украина — Польша в отборе к Мундиалю-2014. Эту встречу тоже судил Эрикссон. Тогда он тоже дал футболистам насладиться борьбой кость в кость, подарив зрителям 90 минут футбола в его истинном виде. В субботу во Львове шведский арбитр тоже мог проявить принципиальность и посадить еще в первом тайме на карточки Гармаша, Хачериди и парочку горячих голов в составе соперника. В игре такого напряжения подобные действия арбитра, безусловно, переросли бы в удаления или попытки тренеров ослаблять состав и проводить ненужные с игровой точки зрения замены.
Конечно, отдельные решения Эрикссона не понравились представителям как одной, так и другой сторон. Но он достиг главного: сильнейший победил исключительно благодаря футбольным составляющим, а не благодаря судейским решениям или иным обстоятельствам. Хотелось бы верить, что и турок Джюнейт Чакыр в Мариборе судить будет так же. Хотелось бы верить, но не верится …
фото — UA-Футбол, УЕФА